–егистраци€
¬оспитателем и учителем надо родитьс€; им руководит прирожденный такт
јдольф ƒистервег
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 15

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

“≈—“ Ћ. ћ»’≈Ћ№—ќЌј " ќћћ”Ќ» ј“»¬Ќџ≈ ”ћ≈Ќ»яї ¬ ћќƒ»‘» ј÷»» ё.«. √»Ћ№Ѕ”’ј


ƒанный тест представл€ет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. ¬ тесте предполагаетс€ некоторый эталонный вариант поведени€, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. —тепень приближени€ к эталону можно определить по числу правильных ответов. Ќеправильные ответы подраздел€ютс€ на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). ќпросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций.   каждой ситуации предлагаетс€ 5 возможных вариантов поведени€. ѕодростку надо выбрать один, присущий именно ему способ поведени€ данной ситуации. Ќельз€ выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. јвторами предлагаетс€ ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагировани€ относитс€ выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. ¬ итоге предлагаетс€ подсчитать число правильных и не правильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

¬се вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

  • ситуации, в которых требуетс€ реакци€ на положительные высказывани€ партнера (вопросы 1,2, 11, 12);
  • ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывани€ (вопросы 3,4, 5, 15, 23, 24);
  • ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаютс€ с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
  • ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
  • ситуации, в которых требуетс€ про€вление эмпатии (понимание чувств и состо€ний другого человека (вопросы 7, 8. 9,20,21,22).

ѕровод€ анализ результатов, можно провести дифференциацию оценок по каждому из п€ти типов ситуаций, указанных выше.          

ќбработка и анализ результатов

ѕервый способ обработки

 ѕо каждой из 27 ситуаций может быть подсчитан процент учащихс€, выбравших в данной ситуации а) зависимое поведение, б) правильную реакцию, в) агрессивный ответ.  «а 100% принимаетс€ общее число испытуемых, составивших репрезентативную выборку. ƒанные обработки могут быть представлены таблично.

¬торой способ обработки

¬торой способ обработки данных, предложенный авторами перевода и валидизадии методики Ћ. ћихельсона, предполагал определить число правильных реакций дифференцирование по каждой из 5 ситуаций:

  • реакци€ на положительное высказывание;
  • реакци€ на отрицательное высказывание;
  • реакци€ на ситуации, когда к подростку (старшекласснику) обращаютс€ с просьбой;
  • ситуации беседы;
  • ситуации, в которых требуетс€ про€вление эмпатии.

ѕолученные данные зачастую составл€ют «пеструю» картину, не поддающуюс€ какому-либо анализу.

— помощью приглашенных независимых экспертов методом контент-анализа из всех 27 ситуаций были выделены 10 типов коммуникативных умений (уровень достоверности). ¬от эти блоки умений:

  • 1 умение оказывать и принимать знаки внимани€ (комплименты) от сверстника (вопросы 1,2, 11, 12);
  • 2 реагирование на справедливую критику (вопросы 4, 13);
  • 3 реагирование на несправедливую критику (вопросы 3, 9);
  • 4 реагирование на задевающее провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5. 14, 15, 23, 24);
  • 5 умение обратитьс€ к сверстнику с просьбой (вопросы 6, 16);
  • 6 умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (вопросы 10, 17, 25);
  • 7 умение самому оказать сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20);
  • 8 умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (вопросы 8, 21);
  • 9 умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (вопросы 18, 26);
  • 10 реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (вопросы 19, 27).

ƒалее следует провести дифференцированный анализ результатов по приведенных 10  баллам ситуаций (преобладающее в процентном отношении количество  испытуемых выбравших правильный ответ, — уверенное поведение; агрессивное, дав€щее поведение; зависимое поведение). –езультаты этого исследовани€ могут быть представлены с помощью схемы.

є вопроса

“ипы реакций

Ќеправильные «снизу» (зависимые, неуверенные)

ѕравильные (уверенные)

Ќеправильные «сверху» (агрессивные, дав€щие)

  1.  

ј

Ѕ, ¬

ƒ

 

  1.  

ј

¬

ƒ

Ѕ

  1.  

¬

ƒ

Ѕ

ј

  1.  

Ѕ

ƒ

ј

¬

  1.  

 

ј, Ѕ

¬

ƒ

  1.  

ј

¬, ƒ

Ѕ

 

  1.  

Ѕ

ј, ¬

ƒ

 

  1.  

ј

¬

Ѕ

ƒ

  1.  

ƒ

 

Ѕ, ¬

ј

  1.  

Ѕ

ƒ

ј

¬

  1.  

Ѕ

ƒ

ј

¬

  1.  

Ѕ

ј

¬

ƒ

  1.  

ј

¬

Ѕ

ƒ

  1.  

ј

¬

ƒ

Ѕ

  1.  

¬

ƒ

Ѕ

ј

  1.  

Ѕ

ƒ

ј

¬

  1.  

 

ј, Ѕ

ƒ

¬

  1.  

ј

¬

Ѕ

ƒ

  1.  

ј

¬

ƒ

Ѕ

  1.  

ƒ

Ѕ, ¬

ј

 

  1.  

Ѕ

 

√, ƒ

ј

¬

  1.  

ј

 

¬, √

Ѕ

ƒ

  1.  

ј

¬

ƒ

Ѕ

  1.  

 

ј, Ѕ

¬

ƒ

  1.  

¬

 

ј, ƒ

Ѕ

  1.  

¬

ƒ

ј, Ѕ

 

  1.  

Ѕ

ƒ

ј, √

¬

 

 

»нструкци€: «ћы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведени€ в ней. Ёто должно быть наиболее характерное дл€ вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случа€х, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать».

“естовый материал

  1.  то-либо говорит вам: «ћне кажетс€, что вы замечательный человек». ¬ы обычно в подобных случа€х:

а) говорите: «Ќет, что вы! я таким не €вл€юсь»;

б) говорите: «—пасибо, € действительно человек выдающийс€»;

в) говорите: «—пасибо»:

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «ƒа, € думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

  1.  то-либо совершает действие или поступок, которые, по ¬ашему мнению, €вл€ютс€ замечательными. ¬ таких случа€х вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь   замечательным, и при этом говорите: «Ќормально!»;

б) говорите: «Ёто было отлично, но € видел результаты лучше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Ёто действительно замечательно!»

  1. ¬ы занимаетесь делом, которое вам нравитс€, и думаете, что оно у вас получаетс€ очень хорошо.  то-либо говорит «ћне это не нравитс€!» ќбычно в таких случа€х вы:

а) говорите: « то вы такой, чтобы мне указывать»;

б) говорите: «я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «¬ы правы», — хот€ на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «я думаю, что это выдающийс€ уровень.  роме того: что вы в этом понимаете!»;

д) чувствуете себ€ обиженным и ничего не говорите в ответ.

  1. ¬ы забыли вз€ть с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «¬ы такой раст€па! ¬ы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». ќбычно вы в ответ:

а) говорите: «¬о вс€ком случае, € толковее вас.  роме того, что ¬ы в этом понимаете!»;

б) говорите: «ƒа, вы правы. »ногда € веду себ€ как раст€па»

в) говорите: «≈сли кто-либо раст€па, то это вы»;

г) говорите: «” всех людей есть недостатки. я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это за€вление.

  1.  то-либо, с кем вы договорились встретитьс€, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объ€снений своему опозданию. ¬ ответ вы обычно

а) говорите: «я расстроен тем, что вы заставили мен€ столько  ждать»;

б) говорите: «я все думал, когда же вы придете»;

в) говорите: «Ёто был последний раз, когда € заставил себ€ ждать вас»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: « акое безобразие!  ак вы смели так опаздывать!»

  1. ¬ам нужно, чтобы кто-либо сделал дл€ вас одну вещь. ќбычно в таких случа€х вы:

а) никого ни о чем не просите;

б) говорите: «¬ы должны сделать это дл€ мен€»;

в) говорите: «Ќе могли бы вы сделать дл€ мен€ одну вещь?», после этого объ€сн€ете суть дела;

г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;

д) говорите: «я хочу, чтобы вы сделали это дл€ мен€».

  1. ¬ы знаете, что кто-то чувствует себ€  расстроенным. ќбычно в таких ситуаци€х вы:

а) говорите: «¬ы выгл€дите расстроенным. Ќе могу ли € помочь?»;

б) наход€сь р€дом с этим человеком, не заводите разговора о его состо€нии;

в) говорите: «” вас кака€-то непри€тность? »;

г) ничего не говорите и оставл€ете этого человека наедине с собой;

д) сме€сь, говорите: «¬ы просто как большой ребенок!»

  1. ¬ы чувствуете себ€ расстроенным, а кто-либо говорит: «¬ы выгл€дите расстроенным». ќбычно в таких ситуаци€х вы:

а) отрицательно качаете головой или ни как не реагируете;

б) говорите" «Ёто не ваше дело!»;

в) говорите: «ƒа, € немного расстроен. —пасибо за участие»;

г) говорите: «ѕуст€ки»;

д) говорите: «я расстроен, оставьте мен€ одного».

  1.  то-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. ¬ таких случа€х вы обычно:

а) говорите: «¬ы с ума сошли!»;

б) говорите: «Ёто не мо€ вина.  то-то другой совершил эту ошибку»;

в) говорите: «я не думаю, что это мо€ вина»;

г) говорите: «ќставьте мен€ в покое, ¬ы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или не говорите ничего.

  1.  то-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. ќбычно в таких случа€х ¬ы:

а) говорите: «Ёто не имеет никакого смысла, € не хочу это делать»;

б) выполн€ете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Ёто глупость; € не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;

д) говорите: «≈сли вы этого хотите...», после чего выполн€ете просьбу.

  1.  то-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. ¬ таких случа€х вы обычно:

а) говорите: «ƒа, € обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Ќет, это не было столь здорово»:

в) говорите: «ѕравильно, € действительно  это делаю лучше всех»;

г) говорите: «—пасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

  1.  то-либо был очень любезен с вами. ќбычно в таких случа€х вы;

а) говорите: «¬ы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь  любезен к вам, и говорите: «ƒа, спасибо»;

в) говорите: «¬ы вели себ€ в отношении мен€ вполне нормально, но € заслуживаю большего»;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) говорите: «¬ы вели себ€ в отношении мен€ недостаточно хорошо».

  1. ¬ы разговариваете с при€телем очень громко, и кто-либо говорит вам: «»звините, но вы ведете себ€ слишком шумно». ¬ таких случа€х вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «≈сли вам это не нравитс€, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «»звините, € буду говорить тише», после чего ведетс€ беседа приглушенным голосом;

г) говорите: «»звините» и прекращаете беседу;

д) говорите: «¬се в пор€дке», и продолжаете громко разговаривать.

  1. ¬ы стоите в очереди, и кто-либо становитс€ впереди вас. ќбычно в таких случа€х вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обраща€сь, например: «Ќекоторые люди ведут себ€ очень нервно»;

б) говорите: «—тановитесь в хвост очереди!»:

в) ничего не говорите этому типу;

г) говорите громко: «¬ыйди из очереди, ты пролаза!»;

д) говорите: «я зан€л очередь раньше вас. ѕожалуйста, станьте в конец очереди».

  1.  то-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравитс€ вызывает у вас сильное раздражение. ќбычно в таких случа€х вы:

а) выкрикиваете: «¬ы болван, кретин, € ненавижу вас!»;

б) говорите: «я сердит на вас. ћне не нравитс€ то, что вы делаете»;

в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;

г) говорите: «я рассержен. ¬ы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

  1.  то-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоватьс€. ќбычно в таких случа€х вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от вс€ких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоватьс€ данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его дл€ пользовани€.

  1.  то-либо спрашивает, может ли он получить у вас определЄнный предмет дл€ временного пользовани€, но так как это новый предмет, вам не хочетс€ его одалживать. ¬ таких случа€х вы обычно:

а) говорите: «Ќет, € только что достал его и не хочу с ним расставатьс€, может быть, когда-нибудь потом»;

б) говорите: «¬ообще-то € не хотел бы его давать, но вы можете попользоватьс€ им »;

в) говорите: «Ќет, приобретайте свой!»;

г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;

д) говорите: «¬ы с ума сошли!»

  1.  акие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравитс€ и вам, и вы хотели бы присоединитьс€ к разговору. ¬ таких ситуаци€х вы обычно:

а) не говорите ничего;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;

в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обрат€т на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравитс€ это хобби.

  1. ¬ы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает «„то ¬ы делаете?». ќбычно вы:

а) говорите: «ќ, это пуст€к». »ли: «ƒа ничего особенного».

б) говорите «Ќе мешайте, разве вы не видите, что € зан€т?»

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Ёто вас совсем не касаетс€»;

д) прекращаете работу и объ€сн€ете, что именно вы делаете.

  1. ¬ы видите споткнувшегос€ и падающего человека. ¬ таких случа€х вы:

а) рассме€вшись, говорите: «ѕочему вы не смотрите под ноги»;

б) говорите: «” вас все в пор€дке? ћожет быть, € что-либо могу дл€ вас сделать?»;

в) спрашиваете: «„то случилось?»;

г) говорите: «Ёто все колдобины в тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

  1. ¬ы стукнулись головой о полку и набили шишку.  то-либо говорит: «— вами все в пор€дке?» ќбычно вы:

а) говорите: «я прекрасно себ€ чувствую. ќставьте мен€ в покое»;

б) ничего не говорите игнориру€ этого человека;

в) говорите: «ѕочему вы не занимаетесь своим делом?»;

г) говорите: «Ќет, € ушиб свою голову, спасибо за внимание»;

д) говорите: «ѕуст€ки, у мен€ все будет о'кей».

  1. ¬ы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо другого. ќбычно в таких случа€х вы:

а) не говорите ничего;

б) говорите: «Ёто их ошибка!»;

в) говорите: «Ёту ошибку допустил €»;

г) говорите; «я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Ёто их горька€ дол€».

  1. ¬ы чувствуете себ€ оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. ¬ таких услови€х вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;

б) за€вл€ете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хот€  чувствуете себ€ обиженным;

г) в свою очередь оскорбл€ете этого человека, называ€ его по имени;

д) за€вл€ете этому человеку, что вам не нравитс€ то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

  1.  то-либо часто перебивает, когда вы говорите. ќбычно в таких случа€х вы:

а) говорите: «»звините, но € хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;

б) говорите: «“ак не делают. ћогу € продолжить свой рассказ?»;

в) прерываете этого человека, возобновл€€ свой рассказ;

г) ничего не говорите, позвол€€ другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: ««амолчите! ¬ы мен€ перебили!»

  1.  то-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. ¬ этих услови€х вы обычно:

а) говорите: «я действительно имел другие планы, но € сделаю то, что вы хотите»;

б) говорите: «Ќи в коем случае! ѕоищите кого-нибудь еще»;

в) говорите: «’орошо, € сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: ««абудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;

д) говорите: «я уже приступил к осуществлению других планов. ћожет быть, когда-нибудь потом».

  1. ¬ы видите кого-либо, с кем хотели бы встретитьс€ и познакомитьс€. ¬ этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представл€етесь и начинаете с ним разговор;

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о

каких-либо делах, совершенных вами;

д) ничего не говорите этому человеку.

  1.  то-либо, кого вы раньше не встречали, останавливаетс€ и окликает вас возгласом «ѕривет!» ¬ таких случа€х вы обычно:

а) говорите: «„то вам угодно?»;

б) не говорите ничего;

в) говорите: «ќставьте мен€ в покое. ”бирайтесь прочь!»;

г) произносите в ответ «ѕривет!», представл€етесь и просите этого человека представитьс€ в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «ѕривет!» и проходите мимо.