Регистрация
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель
Адольф Дистервег
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
Сейчас на сайте: 19

Версия для слабовидящих

ЛИДЕР И СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

Тема: Лидер и сплоченность группы.
Цель: Определение ценностно-ориентационного единства и структуры группы.
Оценка способности человека быть лидером.
Материалы: круг, диаметром 15 сантиметров, ножницы.
                                                            Ход работы:
1. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ).
Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств, которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 24, 30, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).
Инструкция: Выберите из предложенных 35 качеств только 5, которые, по вашему мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
                                                         Качества личности:
1. Дисциплинированность                                                      19. Коллективизм
2. Эрудированность                                                                 20. Прилежание
3. Сознание общественного долга                                         21. Требовательность к себе
4. Сообразительность                                                              22. Критичность
5. Начитанность                                                                       23. духовное богатство
6. Трудолюбие                                                                         24. Умение объяснить задачу
7. Идейная убежденность                                                       25. Честность
8. Умение контролировать работу                                        26. Инициативность
9. Моральная воспитанность                                                 27. Внимательность
10. Самокритичность                                                              28. Ответственность
11. Отзывчивость                                                                    29. Принципиальность
12. Общественная активность                                               30. Самостоятельность
13. Умение планировать работу                                            31. Общительность
14. Любознательность                                                            32. Рассудительность
15. Умение работать с книгой                                               33. Скромность
16. Целеустремленность                                                        34. Осведомленность
17. Справедливость                                                                35. Оригинальность
18. Уверенность в себе.

Обработка полученных данных:
Составляется матрица следующего вида.  

№ п/п

Фамилии учащихся

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

35

1

Антонова

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

2

Буланова

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

3

Васильев

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

4

Дятлова

+

 

 

+

 

+

+

 

 

+

 

 

 

5

Иглов

 

+

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

6

Климов

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

7

Леонов

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

8

Никитина

 

 

 

 

+

+

+

 

+

 

 

 

+

9

Орехов

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

10

Орфеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

11

Павлов

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

12

Родных

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

13

Семенчук

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

14

Тимофеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

15

Устюгова

+

 

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

Сумма выборов

10

2

10

2

2

11

13

0

9

3

 

3

2

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный учащийся. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся группы (С) вычисляется по следующей формуле:
С = 1,4n – N/6N
Где n — сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N — число учащихся, принявших участие в эксперименте. Для данных приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентационного единства группы будет равен:
С=(1,4х(10+10+11+1З+9)— 15)/6х15 = 0,66
С > 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что группу можно считать коллективом. Если 0,3< С <0,5, то группа промежуточная по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива.
Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, учащиеся этой группы связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также положительным отношением к учебе.

2. Групповой пирог. Анализ структуры группы.
Представьте себе, что нарисованный круг — это круговая диаграмма, представляющая членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите ее, как пирог, на куски (по одному на человека). Размер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в деятельность группы. Обязательно отрежьте кусок и для себя и для вашего преподавателя и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, для кого он предназначен.
1. Какими критериями вы пользовались для определения размера вклада каждого человека в деятельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, влияние на других)?
2. Расскажите, каким образом вы делили пирог. Дали ли вы всем одинаковые куски,
или вы дали некоторым людям куски значительно большего размера, чем другим?
3. Назовите трех человек, которые получили самые большие куски, действовали ли
они как лидеры группы? Если да, то опишите те аспекты их лидерского поведения,
которые не указаны в пункте 1.
4. Как вы оценили себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль вы играли в группе? Как вы вели себя во время групповых дискуссий?
 
3. Определение способности человека быть лидером.
Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

 Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да,        б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да,        б) нет.
3. Находясь на собраний людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да,        б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да,        б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да,        б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да,        б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да,        б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да,          б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да,          б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да,          б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да,          б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да,          б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да,          б) нет
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да,          б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?  
а) да,          б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да,           б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да,           б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да,           б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да,           б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да,           б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да,           б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да,           6) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да,           б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный,          
б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да,          б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да,          б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое- либо важное дело?
а) да,          б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к утверждению: «для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен,           
б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
а) да,            б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да,            б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ля вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да,            б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да,            б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да,            б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да,           б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да,           б) нет.
47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да,            б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да,            б) нет.

Оценка результатов и выводы:
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, З1а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату,
для роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата.