–егистраци€
“рудно привести к добру нравоучени€ми, легко примером.
—енека
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 7

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

Ћ»ƒ≈– » —ѕЋќ„≈ЌЌќ—“№ √–”ѕѕџ


“ема: Ћидер и сплоченность группы.
÷ель: ќпределение ценностно-ориентационного единства и структуры группы.
ќценка способности человека быть лидером.
ћатериалы: круг, диаметром 15 сантиметров, ножницы.
                                                            ’од работы:
1. ќпределение ценностно-ориентационного единства группы (÷ќ≈).
”чащимс€ предлагаетс€ анкета, каждые п€ть качеств, которой характеризуют отношени€ к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведени€ и де€тельности (3, 7, 9, 12, 27), знани€ (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 24, 30, 34), учебно-организационные умени€ (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).
»нструкци€: ¬ыберите из предложенных 35 качеств только 5, которые, по вашему мнению, €вл€ютс€ необходимыми и наиболее важными дл€ успешного выполнени€ совместной учебной работы.
                                                          ачества личности:
1. ƒисциплинированность                                                      19.  оллективизм
2. Ёрудированность                                                                 20. ѕрилежание
3. —ознание общественного долга                                         21. “ребовательность к себе
4. —ообразительность                                                              22.  ритичность
5. Ќачитанность                                                                       23. духовное богатство
6. “рудолюбие                                                                         24. ”мение объ€снить задачу
7. »дейна€ убежденность                                                       25. „естность
8. ”мение контролировать работу                                        26. »нициативность
9. ћоральна€ воспитанность                                                 27. ¬нимательность
10. —амокритичность                                                              28. ќтветственность
11. ќтзывчивость                                                                    29. ѕринципиальность
12. ќбщественна€ активность                                               30. —амосто€тельность
13. ”мение планировать работу                                            31. ќбщительность
14. Ћюбознательность                                                            32. –ассудительность
15. ”мение работать с книгой                                               33. —кромность
16. ÷елеустремленность                                                        34. ќсведомленность
17. —праведливость                                                                35. ќригинальность
18. ”веренность в себе.

ќбработка полученных данных:
—оставл€етс€ матрица следующего вида.  

є п/п

‘амилии учащихс€

 ачества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

35

1

јнтонова

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

2

Ѕуланова

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

3

¬асильев

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

4

ƒ€тлова

+

 

 

+

 

+

+

 

 

+

 

 

 

5

»глов

 

+

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

6

 лимов

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

+

 

7

Ћеонов

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

8

Ќикитина

 

 

 

 

+

+

+

 

+

 

 

 

+

9

ќрехов

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

10

ќрфеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

11

ѕавлов

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

12

–одных

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

13

—еменчук

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

14

“имофеева

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

15

”стюгова

+

 

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

—умма выборов

10

2

10

2

2

11

13

0

9

3

 

3

2

¬ ней в каждой строке отмечаютс€ те п€ть номеров (качеств), которые выбрал данный учащийс€. «атем по столбцам подсчитываетс€ количество выборов каждого качества.  оэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихс€ группы (—) вычисл€етс€ по следующей формуле:
— = 1,4n – N/6N
√де n — сумма выборов, приход€ща€с€ на п€ть качеств личности, получивших максимальное число выборов, N — число учащихс€, прин€вших участие в эксперименте. ƒл€ данных приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентационного единства группы будет равен:
—=(1,4х(10+10+11+1«+9)— 15)/6х15 = 0,66
— > 0,5 считаетс€ высоким показателем и свидетельствует о том, что группу можно считать коллективом. ≈сли 0,3< — <0,5, то группа промежуточна€ по уровню развити€ ÷ќ≈. Ќаконец, — < 0,3 свидетельствует о недостаточном ÷ќ≈ и развитии класса как коллектива.
≈сли наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит учащиес€ св€зывают успех своей совместной де€тельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Ќапример, дл€ приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейна€ убежденность (7), моральна€ воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведени€ и де€тельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. —ледовательно, учащиес€ этой группы св€зывают успех своей совместной де€тельности, прежде всего с собственным стилем поведени€ и де€тельности, а также положительным отношением к учебе.

2. √рупповой пирог. јнализ структуры группы.
ѕредставьте себе, что нарисованный круг — это кругова€ диаграмма, представл€юща€ членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите ее, как пирог, на куски (по одному на человека). –азмер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в де€тельность группы. ќб€зательно отрежьте кусок и дл€ себ€ и дл€ вашего преподавател€ и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, дл€ кого он предназначен.
1.  акими критери€ми вы пользовались дл€ определени€ размера вклада каждого человека в де€тельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, вли€ние на других)?
2. –асскажите, каким образом вы делили пирог. ƒали ли вы всем одинаковые куски,
или вы дали некоторым люд€м куски значительно большего размера, чем другим?
3. Ќазовите трех человек, которые получили самые большие куски, действовали ли
они как лидеры группы? ≈сли да, то опишите те аспекты их лидерского поведени€,
которые не указаны в пункте 1.
4.  ак вы оценили себ€ по сравнению с другими членами группы?  акую роль вы играли в группе?  ак вы вели себ€ во врем€ групповых дискуссий?
 
3. ќпределение способности человека быть лидером.
ƒанное качество немаловажно дл€ педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
¬ данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делаетс€ вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

 »з двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
“екст опросника
1. „асто ли вы бываете в центре внимани€ окружающих?
а) да,        б) нет.
2. —читаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да,        б) нет.
3. Ќаход€сь на собраний людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнени€, даже когда это необходимо?
а) да,        б) нет.
4.  огда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да,        б) нет.
5. »спытываете ли вы удовольствие, когда вам удаетс€ убедить кого-то в чем-то?
а) да,        б) нет.
6. —лучаетс€ ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да,        б) нет.
7. —огласны ли вы с утверждением: «¬се самое полезное в мире есть результат де€тельности небольшого числа выдающихс€ людей»?
а) да,        б) нет.
8. »спытываете ли вы насто€тельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да,          б) нет.
9. “ер€ли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да,          б) нет.
10. ƒоставл€ет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваютс€ вас?
а) да,          б) нет.
11. —тараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позвол€ло бы вам быть в центре внимани€ и контролировать ситуацию?
а) да,          б) нет.
12. —читаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да,          б) нет.
13. —читаете ли вы себ€ мечтателем?
а) да,          б) нет
14. “ер€етесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да,          б) нет.
15. —лучалось ли вам по личной инициативе заниматьс€ организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?  
а) да,          б) нет.
16. ≈сли то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себ€ ответственность и сами доведете дело до конца.
17.  акое из этих двух мнений вам ближе:
а) насто€щий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) насто€щий руководитель должен только уметь руководить другими и не об€зательно делать дело сам.
18. — кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самосто€тельными людьми.
19. —тараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да,           б) нет.
20.  огда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да,           б) нет.
21. ”меете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да,           б) нет.
22. ѕредставьте себе такую сцену: во врем€ прогулки с друзь€ми по лесу вы потер€ли дорогу. ѕриближаетс€ вечер, и нужно принимать решение.  ак вы поступите?
а) дадите возможность прин€ть решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитыва€ на других.
23. ≈сть така€ пословица: «Ћучше быть первым в деревне, чем последним в городе». —праведлива ли она?
а) да,           б) нет.
24. —читаете ли вы себ€ человеком, оказывающим вли€ние на других?
а) да,           б) нет.
25. ћожет ли неудача в про€влении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да,           б) нет.
26.  то, с вашей точки зрени€, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. ¬сегда ли вы стараетесь пон€ть и по достоинству оценить людей?
а) да,           6) нет.
28. ”важаете ли вы дисциплину?
а) да,           б) нет.
29.  акой из следующих двух руководителей дл€ вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуетс€ и прислушиваетс€ к мнени€м других.
30.  акой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший дл€ работы учреждени€ того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный,          
б) авторитарный.
31. „асто ли у вас создаетс€ впечатление, что другие злоупотребл€ют вами?
а) да,          б) нет.
32.  акой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33.  ак вы поведете себ€ на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
34. ѕодчин€ете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да,          б) нет.
35. ¬озникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое- либо важное дело?
а) да,          б) нет.
36. „то бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самосто€тельно, без руководител€.
37.  ак вы относитесь к утверждению: «дл€ того, чтобы семейна€ жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен,           
б) не согласен.
38. —лучалось ли вам покупать что-либо под вли€нием мнени€ других людей, а не исход€ из собственной потребности?
а) да,            б) нет.
39. —читаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да,            б) нет.
40.  ак вы ведете себ€, столкнувшись с трудност€ми?
а) у мен€ опускаютс€ руки;
б) у мен€ по€вл€етс€ сильное желание их преодолеть.
41. ƒелаете л€ вы упреки люд€м, если они этого заслуживают?
а) да,            б) нет.
42. —читаете ли вы, что ваша нервна€ система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да,            б) нет.
43.  ак вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждени€?
а) введу нужные изменени€ немедленно;
б) не буду торопитьс€ и сначала все тщательно обдумаю.
44. —умеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да,            б) нет.
45. —огласны ли вы с утверждением: «дл€ того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да,           б) нет.
46. —читаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающеес€?
а) да,           б) нет.
47.  ем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимс€ руководителем, политическим де€телем.
48.  акую музыку вам при€тнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. »спытываете ли вы волнение, ожида€ встречи с важными и известными людьми?
а) да,            б) нет.
50. „асто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да,            б) нет.

ќценка результатов и выводы:
¬ соответствии со следующим ключом определ€етс€ сумма баллов, полученных испытуемым.
 люч: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, «1а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
«а каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.
≈сли сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. ≈сли сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. ≈сли сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
Ќаконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату,
дл€ роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата.