–егистраци€
¬оспитыва€ других, мы воспитываем прежде всего самих себ€
јлександр Ќиколаевич ќстрогорский
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 64

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

“≈—“ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕ–≈ƒѕќ„“≈Ќ»… (ћ≈“ќƒ» ј √ќЋЋјЌƒј)


»нструкци€ дл€ испытуемого.

Ќа бланках попарно приведены различные профессии. ѕрочитайте их названи€. ≈сли вы не знаете, чем занимаетс€ носитель той или иной профессии, можете обратитьс€ за разъ€снени€ми к провод€щему тест. ¬ каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Ќапример, если в первой паре (1– инженер-технолог— 1» конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках р€дом с цифрой 1 букву "»". “о же следует проделать со всеми остальными парами профессий.

 

1–    »нженер-технолог

1»        онструктор

2–     ¬€зальщица

2—       —анитарный врач

«–     ѕовар

«        Ќаборщик

4–     ‘отограф

4ѕ       «аведующий магазином

5–     „ертежник

5ј      ƒизайнер

6»    ‘илософ

6—      ѕсихиатр

7»     ”ченый-химик

7       Ѕухгалтер

8»     –едактор научного журнала

8ѕ    јдвокат

9»    Ћингвист

9ј    ѕереводчик художественной  литературы

10—   ѕедиатр

10    —татистик (в театре)

11—   «авуч по внеклассной работе

11ѕ   ѕредседатель профсоюзного   комитета

12—   —портивный врач

12ј    ‘ельетонист

13    Ќотариус

13ѕ    —набженец

14    ѕерфораторщик

14ј     арикатурист

15ѕ   ѕолитический де€тель

15ј    ѕисатель

16–    —адовник

16»    ћетеоролог

17–    ¬одитель трамва€

17—    ‘ельдшер

18–    »нженер-электронщик

18     —екретарь-машинистка

19–    “елеоператор

19ѕ    –ежиссер

20–    ћал€р

20ј    ’удожник по металлу

21»   Ѕиолог

21—    √лавный врач

22»   √идролог

22    –евизор (налоговый инспектор)

23»   «оолог

23ѕ   √лавный зоотехник

24»   ћатематик

24ј   јрхитектор

25—   –аботник детской комнаты милиции

25    —четовод

26—    ”читель

26ѕ     омандир отр€да

27—    ¬оспитатель

27ј    ’удожник по керамике

28     Ёкономист

28ѕ    «аведующий отделом

29      орректор

29ј      ритик

30ѕ   «аведующий хоз€йством

30ј    ƒирижер

31–     –адиооператор

31»    —пециалист по €дерной физике

32–     Ќаладчик

32     ћонтажник

33–    јгроном-семеновод

33ѕ    ѕредседатель кооператива

34–    «акройщик

34ј    ƒекоратор

35»    Ќаучный работник музе€

35—      онсультант

36»    јрхеолог

36ѕ     Ёксперт

37»    ”ченый

37ј    јктер

38—    Ћогопед

38     —тенографист

39—     ¬рач

39ѕ    ƒипломат

40—     ѕсихолог

40ј    ѕоэт

41      √лавный бухгалтер

41ѕ    ƒиректор

 

 

 

Ѕуква

»

 

ѕ

ј

 ол-во букв

 

 

 

 

 

 

јбоносимов “имофей

5

8

8

7

4

9

Ѕелова –егина 

3

3

13

7

4

9

Ѕо€ркина Ќаст€

4

2

12

5

8

10

Ѕукин —ергей 

5

9

5

7

8

7

¬олошин  ост€ 

 

 

 

 

 

 

√ылманов ћиша 

 

 

 

 

 

 

«€блицка€ јн€ 

3

5

9

5

11

8

 люева  ат€ 

3

3

11

9

6

9

 озырь  аролина 

9

1

11

7

7

6

 ротов ƒима 

5

7

9

2

8

10

ћустафина Ћюба 

5

6

8

7

6

9

ѕрокопчик ¬ова 

2

4

10

4

9

8

–омодов  ирилл 

5

3

8

7

10

8

“роценко ¬итал€ 

 

 

 

 

 

 

’оз€инова ёл€ 

3

3

9

10

10

6

„ихунов √ригорий

4

1

2

1

2

3

Ўеина Ќаст€ 

5

5

12

5

8

5

 

ѕри обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. «аписать соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например:

 

»

 

ѕ

ј

1

7

6

5

2

12

 

Ѕуква обозначает реалистичный тип,

» — интеллектуальный,

— социальный,

  — конвенциональный,

ѕ — предприимчивый,

ј — артистический тип.

ƒалее выбираютс€ буквы, по которым набраны наибольшие баллы. ¬ нашем примере модель искомой личности — соответственно ј (12 баллов), » (7 баллов); далее в пор€дке уменьшени€ следуют —,  , –, ѕ.

 

»нтерпретаци€ результатов

—огласно √олланду, основное внимание следует удел€ть первым двум-трем типам.  ак правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциальный и артистический (см. описани€ типов).

— точки зрени€ проблемы выбора профессии суть концепции √олланда заключаетс€ в том, что профессиональна€ успешность, удовлетворенность, устойчивость и т.п. завис€т в первую очередь от соответстви€ типа личности типу профессиональной среды. ѕредставители той или иной профессии — личности однородные.  ажда€ професси€ привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взгл€дами, наклонност€ми и т. д. ѕоскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуаци€х они реагируют в достаточной мере одинаково, создава€ тем самым свою характерную интерперсональную среду. “аким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Ћюди стрем€тс€ найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, зан€тьс€ интересующими их проблемами. Ќе пролива€ свет на причины и побудительные силы формировани€ каждого отдельного типа личности, √олланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности. я-образ. образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные даровани€, оригинальность достижени€, личностное развитие, жизненный путь. ѕриведем эти описани€ в сокращенном виде.

 

ќѕ»—јЌ»≈ “»ѕќ¬ Ћ»„Ќќ—“»

 

–еалистичный тип выбирает из физического и социального окружени€ цели, ценности и задачи, которые €вл€ютс€ дл€ него объективными. ќн занимаетс€ конкретными делами, ценност€ми и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. ќн избегает зан€тий, требующих абстрактного мышлени€, социальных отношений. Ёто мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на насто€щее. ќн предпочитает роли участника или члена коллектива, избегает руковод€щих ролей. ќтдает предпочтение зан€ти€м, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. ќн охотно избирает такие профессии как механик, инженер, электрик, агроном, садовник, шофер и т.п.  Ётому типу больше присущи математические, нежели вербальные способности. ѕсихомоторные навыки, однако, преобладают над арифметическими и вербальными способност€ми. ќн добиваетс€ успеха в основном в области техники и спорта. ѕредставители этого типа имеют простой взгл€д на жизнь. ѕри прин€тии решений завис€т от других.

»нтеллектуал занимаетс€ решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Ћичность интеллектуала отличаетс€ аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью. она критична, любознательна, обладает способностью познани€ и воображени€. ќн предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т.п. ќн способен достичь результатов, как в вербальной, так и в математической области де€тельности. »нтеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоевывает признание за творческие достижени€ в науке, его интеллектуальность €вл€етс€ частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков. ” него имеетс€ комплицированный взгл€д на жизнь, он хорошо приспосабливаетс€, независим (самосто€телен).

—оциальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позво­л€ют ему установить контакт с окружающей средой. ќн использует свои навыки дл€ тренировки, обучени€ других людей, дл€ изменени€ их поведени€. Ётот тип обладает социальными умени€ми и нуждаетс€ в социальных контактах. ¬ качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическа€ настроенность. —оциальный тип заинтересован в благополучии завис€щих от него людей. ѕри решении проблемных вопросов опираетс€ больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. ƒл€ этого типа представл€ют ценность социальные и этические проблемы и зан€ти€. Ќаиболее предпочтительными зан€ти€ми дл€ этого типа €вл€ютс€ обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик и т.п. —оциальный тип избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, зан€тий с механизмами. ” него высокие вербальные, но низкие математические способности. ќн имеет хорошую приспособительную способность. “акие люди добиваютс€ успехов в основном в области общени€, управлени€, искусства и учебы. «анима€сь лечением, преподаванием и другими подобными видами де€тельности, они достигают успехов и завоевывают признание.

 онвенциональный тип выбирает из социального и физического окружени€ такие цели и задачи, ценности, которые установлены обычаем и обществом. ¬ соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. ќн в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. ѕредпочитаемые им зан€ти€ нос€т пассивный характер. ќн отдает предпочтение професси€м, требующим четко структурированной де€тельности, где €сно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтери€, экономика. ≈му не нрав€тс€ специальности, требующие оригинальности и спонтанного выступлени€.  онвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способност€ми. ќн неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливаетс€. ¬ решени€х зависит от других людей, имеет простой взгл€д на жизнь.

ѕредприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позвол€ющие про€вить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. ќн убедителен, ценит себ€, самоуверен, оригинально агрессивен. ” этой личности больша€ потребность в признании. ѕредпочитает «мужские» –  волевые, руковод€щие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным. Ёто может быть: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат и т.п. ƒл€ этого типа характерна очень обширна€ сфера де€тельности. ƒл€ него неприемлемы ограничивающие, асоциальные, ручные зан€ти€, а также зан€ти€, требующие усидчивости и большой концентрации. Ќаибольших достижений добиваетс€ в спорте и в области управлени€. «ависим от других. —амоутвердитьс€  ему позвол€ет оральна€ агрессивность.

јртист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение дл€ создани€ художественных образов и продуктов. –ешение проблем осуществл€етс€ им в зависимости от своего воображени€ и от вкуса. ќн верит в свои субъективные впечатлени€ и фантазию при решении и истолковании возникающих проблем. ≈го характеризует сложный взгл€д на жизнь, гибкость, независимость решений, интровертированность и оригинальность. ќн очень высоко ставит эстетические ценности. —тремитс€ быть независимым творческим художником, обычно становитс€ учителем своего вида искусства. јртист предпочитает зан€ти€, нос€щие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию и т.п. ≈му не нрав€тс€ «мужские» зан€ти€, такие, как спорт, ремонт машин и т.п. ќсновные его достижени€ — в области искусства. Ёто самый оригинальный тип. ќригинальность про€вл€етс€ в первую очередь в творчестве. ” артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. ќн имеет исключительно хорошие способности воспри€ти€ и моторики, которые привод€т к крупным успехам в искусстве. јртист выражаетс€ средствами искусства, компенсирующими его отчуждение от окружающих; развива€ и выража€ художественное дарование, он обеспечивает себе уважение и признание. ќн избегает многочисленных межличностных отношений и отстран€етс€ от людей. Ёто идет артисту на пользу, поскольку дл€ творчества необходимо освободитьс€ от конвенциональных обычаев, надо быть свободным и свободно мыслить. ” него имеетс€ высокий жизненный идеал, усвоенный уже в молодости, — стремление к выделению самого себ€.

 

–азумеетс€, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. Ќа основе этих типов образуютс€ модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.

 

1–    »нженер-технолог

1»    онструктор

2–     ¬€зальщица

2—   —анитарный врач

«–     ѕовар

«    Ќаборщик

4–     ‘отограф

4ѕ   «аведующий магазином

5–     „ертежник

5ј   ƒизайнер

6»    ‘илософ

6—   ѕсихиатр

7»     ”ченый-химик

7    Ѕухгалтер

8»     –едактор научного журнала

8ѕ   јдвокат

9»    Ћингвист

9ј   ѕереводчик художественной литературы

10—   ѕедиатр

10   —татистик (в театре)

11—   «авуч по внеклассной работе

11ѕ  ѕредседатель профсоюзного   комитета

12—   —портивный врач

12ј   ‘ельетонист

13    Ќотариус

13ѕ   —набженец

14    ѕерфораторщик

14ј    арикатурист

15ѕ   ѕолитический де€тель

15ј   ѕисатель

16–    —адовник

16»   ћетеоролог

17–    ¬одитель трамва€

17—   ‘ельдшер

18–    »нженер-электронщик

18    —екретарь-машинистка

19–    “елеоператор

19ѕ    –ежиссер

20–    ћал€р

20ј    ’удожник по металлу

21»   Ѕиолог

21—    √лавный врач

22»   √идролог

22    –евизор (налоговый инспектор)

23»   «оолог

23ѕ   √лавный зоотехник

24»   ћатематик

24ј   јрхитектор

25—   –аботник детской комнаты милиции

25    —четовод

26—    ”читель

26ѕ     омандир отр€да

27—    ¬оспитатель

27ј    ’удожник по керамике

28     Ёкономист

28ѕ    «аведующий отделом

29      орректор

29ј      ритик

30ѕ   «аведующий хоз€йством

30ј    ƒирижер

31–     –адиооператор

31»    —пециалист по €дерной физике

32–     Ќаладчик

32     ћонтажник

33–    јгроном-семеновод

33ѕ    ѕредседатель кооператива

34–    «акройщик

34ј    ƒекоратор

35»    Ќаучный работник музе€

35—      онсультант

36»    јрхеолог

36ѕ     Ёксперт

37»    ”ченый

37ј    јктер

38—    Ћогопед

38     —тенографист

39—     ¬рач

39ѕ    ƒипломат

40—     ѕсихолог

40ј    ѕоэт

41      √лавный бухгалтер

41ѕ    ƒиректор

 

Ѕуква

»

 

ѕ

ј

 ол-во букв