–егистраци€
Ќикогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь
ƒжон –Єскин
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 10

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

¬озрастные особенности учебной де€тельности старшеклассников: на заметку родител€м


 

 

 

 

—тарший школьный возраст. ¬ ранней юности учение продолжает оставатьс€ одним из главных видов де€тельности старшеклассников. ¬ св€зи с тем, что в старших классах расшир€етс€ круг знаний, что эти знани€ ученики примен€ют при объ€снении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относитьс€ к учению. ¬ этом возрасте встречаютс€ два типа учащихс€: дл€ одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаютс€ €рко выраженным интересом к одной науке. ¬о второй группе про€вл€етс€ некотора€ односторонность, но это не случайно и типично дл€ многих учеников. ќсновы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой ««а особые успехи в изучении отдельных предметов».

–азличие в отношении к учению определ€етс€ характером мотивов. Ќа первое место выдвигаютс€ мотивы, св€занные с жизненными планами учащихс€, их намерени€ми в будущем, мировоззрением и самоопределением. ѕо своему строению мотивы старших школьников характеризуютс€ наличием ведущих, ценных дл€ личности побуждений. —таршеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончани€ школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образовани€ или работа по избранной профессии, потребность про€вить свои способности в св€зи с развитием интеллектуальных сил. ¬се чаще старший школьник начинает руководствоватьс€ сознательно поставленной целью, по€вл€етс€ стремление углубить знани€ в определенной области, возникает стремление к самообразованию. ”чащиес€ начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

—тарший школьный возраст - это период завершени€ полового созревани€ и вместе с тем начальна€ стади€ физической зрелости. ƒл€ старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. ‘изическое развитие благопри€тствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности дл€ выбора профессии. Ќар€ду с этим физическое развитие оказывает вли€ние на развитие некоторых качеств личности. Ќапример, осознание своей физической силы, здоровь€ и привлекательности вли€ет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

—тарший школьник стоит на пороге вступлени€ в самосто€тельную жизнь. Ёто создает новую социальную ситуацию развити€. «адача самоопределени€, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Ўкольники старших классов обращены в будущее. Ёто нова€ социальна€ позици€ измен€ет дл€ них и значимость учени€, его задач и содержани€. —таршие школьники оценивают учебный процесс с точки зрени€ того, что он дает дл€ их будущего. ќни начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. ≈сли подростки смотр€т в будущее с позиции насто€щего, то старшие школьники на насто€щее смотр€т с позиции будущего.

¬ старшем школьном возрасте устанавливаетс€ довольно прочна€ св€зь между профессиональными и учебными интересами. ” подростка учебные интересы определ€ют выбор профессии, у старших же школьников наблюдаетс€ обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношени€ к учебной де€тельности. ¬ св€зи с необходимостью самоопределени€ у школьников возникает потребность разобратьс€ в окружающем и в самом себе, найти смысл происход€щего. ¬ старших классах учащиес€ переход€т к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
’арактерным дл€ учебного процесса €вл€етс€ систематизаци€ знаний по различным предметам, установление межпредметных св€зей. ¬се это создает почву дл€ овладени€ общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрени€.

—тарший школьник в своей учебной работе уверенно пользуетс€ различными мыслительными операци€ми, рассуждает логически, запоминает осмысленно. ¬ то же врем€ познавательна€ де€тельность старшеклассников имеет свои особенности. ≈сли подросток хочет знать, что собой представл€ет то или иное €вление, то старший школьник стремитс€ разобратьс€ в разных точках зрени€ на этот вопрос, составить мнение, установить истину. —таршим школьникам становитс€ скучно, если нет задач дл€ ума. ќни люб€т исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
—тарших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. »м нравитс€, когда преподаватель заставл€ет выбирать решение между разными точками зрени€, требует обосновани€ тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Ќаиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. »х интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хот€т знать их принципиальную сущность. »скани€ старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. —таршеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в про€влении чувств. «акрепл€етс€ устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым люд€м, по€вл€ютс€ любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипати€ к некоторым люд€м, нелюбовь к определенному виду зан€тий и т. д.

¬ старшем школьном возрасте происход€т изменени€ в чувствах дружбы, товарищества и любви. ’арактерной особенностью дружбы старшеклассников €вл€етс€ не только общность интересов, но и единство взгл€дов, убеждений. ƒружба носит интимный характер: хороший друг становитс€ незаменимым человеком, друзь€ дел€тс€ самыми сокровенными мысл€ми. ≈ще более, чем в подростковом возрасте, предъ€вл€ютс€ высокие требовани€ к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

¬ этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, котора€ порой перерастает в любовь. ёноши и девушки стрем€тс€ найти ответ на вопрос: что такое насто€ща€ дружба и насто€ща€ любовь. ќни много спор€т, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

¬ старшем школьном возрасте заметно измен€ютс€ эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. –азвивающиес€ эстетические чувства см€гчают резкие про€влени€ личности юношей и девушек, помогают освобождатьс€ от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, м€гкости, сдержанности.

”силиваетс€ общественна€ направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим люд€м. ќб этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. ” 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиес€ выражают желание сделать что-то полезное дл€ других, но близких людей (дл€ членов семьи, товарищей). ѕодростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать дл€ других, но оп€ть-таки люд€м ближайшего окружени€. ¬ старшем школьном возрасте картина существенно мен€етс€. Ѕольшинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.

ќгромное вли€ние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс или просто дружеска€ компани€. ¬ исследовани€х, посв€щенных нравственным идеалам и жизненным планам дес€тиклассников, вы€снилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива - 44 процента, а мнением учителей - всего 29 процентов школьников. ќднако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми.

Ќапротив, поиски общени€ со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. —тремление иметь взрослого друга объ€сн€етс€ тем, что решить вставшие проблемы самосознани€ и самоопределени€ самому бывает очень трудно. Ёти вопросы живо обсуждаютс€ в кругу ровесников, но польза такого обсуждени€ относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

—таршие школьники предъ€вл€ют очень высокие требовани€ к моральному облику человека. Ёто св€зано с тем, что в старшем школьном возрасте создаетс€ более целостное представление о себе и о личности других, расшир€етс€ круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

“ребовательность к окружающим люд€м и строга€ самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознани€ старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. ¬ отличие от подростков у старшеклассников отчетливо про€вл€етс€ нова€ особенность - самокритичность, котора€ помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. ёноши и девушки стрем€тс€ глубоко разобратьс€ в своем характере, в чувствах, действи€х и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрени€.
Ќесмотр€ на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаютс€ самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаютс€ в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. ”читыва€ индивидуальные особенности, классный руководитель должен воврем€ подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнени€ по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимул€ции волевых усилий (самовнушение, самооб€зательство, самоконтроль и др.).
–анн€€ юность - это врем€ дальнейшего укреплени€ воли, развити€ таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. ¬ этом возрасте укрепл€етс€ выдержка и самообладание, усиливаетс€ контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне станов€тс€ более подт€нутыми, чем подростки.

http://www.detskiysad.ru/ped/ped063.html