–егистраци€
√лавна€ задача образовани€ состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы при€тно вести беседу
—идни ’аррис
—ертификат владельца сайта
—ертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
—ейчас на сайте: 78

¬ерси€ дл€ слабовид€щих

«ƒќ–ќ¬№≈—Ѕ≈–≈√јёў»≈ “≈’ЌќЋќ√»» Ќј ”–ќ ј’ ≈—“≈—“¬≈ЌЌќ-ћј“≈ћј“»„≈— ќ√ќ ÷» Ћј

—“ј“№я

««доровье - не все, но все без здоровь€ - ничто» (—ократ)

ќдной из важнейших задач, сто€щих перед школой, €вл€етс€ сохранение здоровь€ детей.

ћожно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справл€етс€ с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – про€вл€ет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивл€тьс€ и восхищатьс€.

 онечно, здоровье учащихс€ определ€етс€ исходным состо€нием их здоровь€ на старте школьного обучени€. Ќо не менее важна и правильна€ организаци€ учебной де€тельности, а именно:

1) строга€ дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихс€, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хороша€ освещенность, чистота);
4) благопри€тный эмоциональный настрой.

”читель посто€нно должен заботитьс€ о сохранении психического здоровь€ детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихс€ в преодолении трудностей.

” детей преобладает непроизвольное внимание. ”ченик способен сосредоточитьс€ лишь на том, что ему интересно, нравитс€, поэтому задача учител€ – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

¬ известной степени неудовлетворенность собой €вл€етс€ врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию.

Ќо неудовлетворенность, не облагороженна€ разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Ќеобходимо посто€нно заботитьс€ о том, чтобы привести в согласие прит€зани€ ученика и его возможности.

” учащихс€ развита интуитивна€ способность улавливать эмоциональный настрой учител€, поэтому с первых минут урока, с приветстви€ € пытаюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. “олько через опыт совместного переживани€ у детей может развитьс€ эмпати€, т.е. умение сопереживать.

ќгромное значение в предупреждении утомлени€ €вл€етс€ четка€ организаци€ учебного труда. Ќа уроках математики практически вс€ учебна€ де€тельность св€зана с классной доской. ќчень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задани€ дл€ устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. ћожно сразу указать в зависимости от степени сложности задани€, какой оценке соответствует его выполнение. «на€ весь план урока, какие знани€, умени€, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задани€, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегос€ как субъекта учебной де€тельности.

ѕланиру€ работу на доске, стараюсь расположить задани€ так, чтобы выполн€лись сначала более простые, требующие меньше записей, они помещаютс€ в нижней части доски.

ѕо мере их выполнени€, убираютс€ с доски записи их решений, освобождаетс€ место дл€ более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места дл€ записи решени€. ¬ конце урока решаетс€ самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. ƒоска остаетс€ чистой, ученики уход€т с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

ѕри изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взгл€дом полученные формулы, соотношени€, графики.

ƒалеко не всем учащимс€ легко даетс€ математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. ’орошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. јнти стрессовым моментом на уроке €вл€етс€ стимулирование учащихс€ к использованию различных способов решени€, без бо€зни ошибитьс€, получить неправильный ответ.

ѕри оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усерди€ ученика.

Ќекоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо пон€тый материал. ƒл€ этого очень полезно развивать зрительную пам€ть, использовать различные формы выделени€ наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). ¬ своей работе систематически использую нагл€дные образы, заставл€ющие включать визуальное мышление учащихс€. ¬ основе принципа визуализации лежит некотора€ графика, цель которой состоит в создании моделей представлени€ знаний, сочетающих в себе символический и геометрический способы мышлени€ и способствующих активизации процессов познани€.

—истематически использую на уроке нагл€дный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах, модели и образцы в руках у учеников. ѕри этом мо€ цель состоит в том, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел то, что заложено в этих образах.

Ѕез нагл€дных образов знани€ учащихс€ станов€тс€ бессодержательными.

ѕоэтому там, где можно дать тому или иному математическому объекту нагл€дную интерпретацию, делаю это в об€зательном пор€дке.

язык образов составленных в виде информационных схем, €вл€етс€ основным средством нагл€дности при изучении абстрактных математических пон€тий, позвол€ющим осознанно оперировать пон€ти€ми и умозаключени€ми, закрепл€ть и оживл€ть их в пам€ти.

“акой подход к формированию знаний, умений и навыков в процессе обучени€ математике, способствует развитию у учащихс€ «математического зрени€».

’орошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. „асто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состо€нии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Ќе нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов де€тельности. ѕоэтому при планировании урока не допускаю однообрази€ работы. ¬ норме должно быть 4-7 смен видов де€тельности на уроке.

Ќесколько минут на уроке необходимо удел€ть оздоровительным моментам. ѕотраченное врем€ окупаетс€ усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровь€ учащихс€.

ќчень хорошо если предлагаемые упражнени€ дл€ физкультминутки органически вплетаютс€ в канву урока. “ак, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определени€ми и провели первичное закрепление материала. ƒл€ вы€снени€ усвоени€ всеми реб€тами нового пон€ти€ € предлагаю во врем€ физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки выт€нуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подн€тьс€ на носки, пот€нутьс€; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

ќчень важно развить воображение учеников. — этой целью выполн€етс€ следующее упражнение. ѕосле введени€ нового материала, хорового прочтени€ нового термина, ученикам предлагаетс€ закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Ѕуратино. «атем обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

ћногие реб€та легко отвлекаютс€. — целью концентрации внимани€ устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. ќсобенно это хорошо удаетс€ при решении цепочки примеров. ”читель читает последовательно каждый пример, реб€та решают его, и готовность выполн€ть следующий показывают подн€тием руки. ¬ конце задани€ (через 5-6 примеров) реб€та открывают глаза, свер€ют ответы. –абота проводитс€ в быстром темпе, вызывает интерес реб€т.

¬ 10-11 классе полезно предлагать учащимс€ представл€ть стереометрические модели, мысленно поворачива€ их, рассматрива€ со всех сторон. —таратьс€ представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

ѕростейшие упражнени€ дл€ глаз об€зательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушени€ зрени€, но и благопри€тны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Ќа своих уроках € примен€ю следующие упражнени€, позаимствованные из книги академика ћ. Ќорбекова

«”роки Ќорбекова»:

1) вертикальные движени€ глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную); предлагаетс€ глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Ѕолее тыс€чи биологически активных точек на ухе известно в насто€щее врем€, поэтому, массиру€ их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Ќужно старатьс€ так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». ”пражнение можно выполн€ть в такой последовательности:

1) пот€гивание за мочки сверху вниз;
2) пот€гивание ушной раковины вверх;
3) пот€гивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движени€ ушной раковины по часовой стрелке и против.

¬ начале учебного дн€, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. ѕри массаже активизируетс€ кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно св€заны с мозгом. ћассаж проводитс€ в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бров€ми («третий глаз»);
2) парные точки по кра€м крыльев носа (помогает восстановить обон€ние);
3) точка посередине верхнего кра€ подбородка;
4) парные точки в височных €мках;
5) три точки на затылке в углублени€х;
6) парные точки в области козелка уха.

Ќужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействи€, принести вред. ѕоэтому нужно выполн€ть его очень старательно, об€зательно в хорошем настроении. ¬ конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но вы€снить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задани€ какого типа выполнить.

ѕредлага€ домашнее задание, учитель должен прокомментировать его указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «п€ть».