Регистрация
Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения
Жан де Лабрюйер
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.saidova-viknik.ru/
Сейчас на сайте: 45

Версия для слабовидящих

Программа воспитания и социализации обучающихся 10-11 класса

Цель Программы

Содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи Программы

  1. Способствовать формированию  культуры общения;
  2. Формировать потребность в здоровом образе жизни обучающихся, культуру безопасности жизнедеятельности
  3. Формировать потребности в знании гражданско-правовых основ общества;
  4. Формировать потребность к деятельности по возрождению, сохранению и приумножению традиций родного края.
  5. Способствовать формированию у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное определение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  6. Способствовать эффективному взаимодействию школы, общественности с семьями обучающихся.

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

  1. У 90% обучающихся сформирована культура общения.
  2. У  70% обучающихся сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, культура безопасности жизнедеятельности.
  3. У обучающихся на достаточном уровне сформирована  потребность  в знании гражданско-правовых основ общества
  4. У обучающихся на достаточном уровне сформирована  потребность к деятельности по возрождению, сохранению и приумножению традиций родного края.  
  5. 80% обучающихся проявляют сознательное отношение к труду, 100% обучающихся определились в профессиональной сфере.
  6. Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.

Сроки реализации

2 года

Законодательная база для разработки Программы

  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный государственный стандарт общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)
  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Устав школы.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарт) развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

В Концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Министерством образования России, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, Особую актуальность приобретает разработка и реализация модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в период перехода к профильному обучению

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития  и воспитания обучающегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Воспитание детей в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; стремлении обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Приоритетными направлениями в области воспитания являются:

-духовно - нравственное воспитание учащихся;

-гражданско-патриотическое воспитание;

-воспитание здорового образа жизни обучающихся;

-правовое воспитание.

Через:

-расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления;

-работу с родителями;

-интеграцию дополнительного и общего образования

-повышение роли классного руководителя в организации воспитательного процесса;

-внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;

-участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

 

РАЗДЕЛ I.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка  культуры общения;
  2. Формировать потребность к деятельности по возрождению, сохранению и приумножению традиций родного края.
  3. Формировать потребность в здоровом образе жизни обучающихся, культуру безопасности жизнедеятельности.
  4. Формировать потребности в познании гражданско-правовых основ общества;
  5. Способствовать формированию у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  6. Способствовать эффективному взаимодействию школы, общественности с семьями обучающихся.

Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам  как к  ответственным  субъектам  собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни.

Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.

Ожидаемые результаты:

  1. У 100% обучающихся сформирована культура общения.
  2. У  70% обучающихся сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, культура безопасности жизнедеятельности.
  3. У обучающихся на достаточном уровне сформирована  потребность  в знании гражданско-правовых основ общества
  4. У обучающихся на достаточном уровне сформирована  потребность к деятельности по возрождению, сохранению и приумножению традиций родного края.  
  5. 80% обучающихся проявляют сознательное отношение к труду, 100% обучающихся определились в профессиональной сфере.
  6. Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Предлагаемая программа  нацелена  на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы с обучающимися 10-11 классов.

          Программа воспитания и социализации обучающихся 10-11 классов действует в течение двух лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы позволяет сформировать  активную жизненную позицию,  гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, толерантного сознания. Исходя из принципов программы, комплекс  мероприятий  дифференцирован с учетом личностного подхода.

В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • круглые столы;
  • индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • групповые занятия с родителями и детьми;
  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  • имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
  • тренинги для детей, тренинги для родителей;
  • групповые занятия;
  •  ролевые игры;
  • практикумы;
  • лекции информационно-просветительские  для родителей;
  • анкетирование  обучающихся,  родителей;
  • индивидуальные и семейные  консультации по запросам;
  • юридические консультации в целях социально-правовой помощи;
  • консультации, лекции, тренинги, семинары;
  • социальный патронаж.

В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.

 

     Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:

  1. Духовно – нравственное воспитание;
  2. Гражданско-патриотическое воспитание;
  3. Спортивно-оздоровительное воспитание;
  4. Экологическое воспитание;
  5. Трудовое воспитание;
  6. Профориентационная работа;
  7. Работа с родителями.

Духовно-нравственное воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования нравственного самосознания личности, культуры общения.

Задачи воспитательной работы:

1.Способствовать формированию у обучающихся  морали — осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

2.Формировать у обучающихся понимание целостности российского народа, уважение к культуре других народов;

3.Способствовать развитию у обучающихся нравственного самосознания (система нравственных знаний), способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

   Гражданско-патриотическое воспитание.

          Цель воспитательной работы: создать условия для воспитания личности,  способной делать самостоятельный, ответственный, гражданский и патриотический выбор.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формировать у старших школьников систему патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края, к традициям родного края;
  2. Воспитывать у старших школьников потребность к деятельности по возрождению, сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, накопленных поколениями;
  3.  Способствовать формированию правовой культуры обучающихся, организовать работу по  профилактике правонарушений.

 

   Спортивно-оздоровительное воспитание.

Цель воспитательной работы: создать условия  для формирования потребности в здоровом образе жизни подростков, культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи воспитательной работы:

  1. Организовать информационно-просветительскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни;
  2. Формировать у обучающихся активную жизненную позицию к сохранению здоровья, по проблемам здорового образа жизни;
  3. Формировать навыки безопасного поведения, развивать способности действовать в экстремальных ситуациях. 

 

   Экологическое воспитание

Цель воспитательной работы: формирование у обучающихся  экологической культуры.

Задачи воспитательной работы:

  1. Способствовать формированию позитивного экологического сознания и поведения;
  2. Способствовать развитию у обучающихся потребности практического участия в природоохранной деятельности

 

    Трудовое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся  потребности в творческом и физическом труде.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формировать у обучающихся элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека, ценностное отношение к учебе, как виду трудовой деятельности;
  2. Формировать у обучающихся  навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

Профориентация

Цель воспитательной работы: Создание условий для формирования у обучающихся  внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

Задачи воспитательной работы:

  1. Расширение  возможности  социализации  обучающихся и обеспечение  преемственности  общего и профессионального образования;
  2. Способствовать формированию у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  1. Организовать информационно-просветительскую и диагностическую деятельность в профессиональной ориентации старших школьников;

Работа с родителями

Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями.

Задачи воспитательной работы:

  1. Привлечь родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
  2. Осуществить совместные мероприятия по профессиональному самоопределению обучающихся, по  профилактике правонарушений, безнадзорности среди обучающихся;
  3. Способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Документы (всего: 5)
Документы (всего: 5)

Основные мероприятия по реализации Программы

Мероприятие

 

Цели

Сроки

исполнения

Ожидаемый результат

Духовно-нравственное воспитание

День знаний. Праздник 1-го звонка.

Совершенствование воспитательного пространства, через школьное самоуправление

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Будут разработаны сценарий торжественной линейки.

Будьте добрыми и человечными (День пожилого человека)

 

Способствовать формированию у обучающихся  осознанного заботливого отношения к пожилым  людям

Октябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися осознанного заботливого отношения к пожилым  людям.

День Матери

 

Создание условий для формирования у обучающихся осознанного заботливого отношения к матери, развитие школьного самоуправления.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися осознанного заботливого отношения к мамам, проявление  творческих способностей.

КТД «Весёлый новый год»

 

Способствовать развитию у обучающихся творческих способностей.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

У обучающихся сформированы  на достаточном  уровне творческие способностей.

День Святого Валентина

 

Создание условий для формирования сплоченного коллектива.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Достигнут достаточный уровень  сплочения классного коллектива.

Масленица «Где тепло,  там и добро»

 

Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения, ценностного отношения к народным традициям.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся ознакомлены с народными традициями и проявляют культуру толерантного поведения.

КТД «В честь прекрасных дам»

 

Создание условий для формирования у обучающихся  осознанного заботливого отношения к матери, бабушке, сестре, девочке.

Март

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися осознанного заботливого отношения к мамам, бабушке, сестре, девочке проявление  творческих способностей.

Последний звонок

 

Способствовать развитию у обучающихся творческих способностей.

Май

Ежегодно в течение реализации программы

У обучающихся сформированы  на достаточном  уровне творческие способности; достигнут достаточный уровень сплочения коллектива.

Гражданско-патриотическое воспитание.

 

День народного единства

 

Создание условий для формирования знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России; 

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Сформированы знания о национальных героях Отечества и важнейших событиях истории России.

  КТД «Право и достоинство» (День Конституции).

Формировать у обучающихся представления  о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах;

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы представления о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о важнейших законах;

КТД «Мы защитники Отечества».

Способствовать формированию у обучающихся уважения к защитникам Родины.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформировано уважение к защитникам Родины.

КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

Способствовать формированию патриотических качеств.

Май

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

Митинг «День памяти и скорби».

Способствовать формированию гордости за свою Родину, за героев своего Отечества.

22 июня

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы гордость за свою Родину, за героев своего Отечества.

Спортивно-оздоровительное воспитание

 

День Здоровья

 

Способствовать формированию навыков  здорового образа жизни

Сентябрь,

Апрель ежегодно в течение реализации программы

Не менее 50 % обучающиеся приобретут навыки здорового образа жизни.

Акция «Мы выбираем будущее»

 

Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни,  организовать информационно-просветительскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Октябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Большинство обучающиеся приобретут потребность в  здоровом образе жизни, разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому образу жизни.

Акция «Спорт против наркотиков»

Формирование  у обучающихся  ценностного отношения к здоровью.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства  обучающихся  сформировано ценностное отношение к здоровью.

Лыжные гонки «Стартуют все!»

Формирование  у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека,  максимальное вовлечение  обучающихся в  занятия физической культурой и  спортом, в спортивные соревнования.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в занятия физической культурой и  спортом, в спортивные соревнования, сформировано понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. 

Лыжные гонки «Стартуют все» 9-11 класс

 

Создание условий для реализации системы мер, обеспечивающих, сохранение здоровья обучающихся и их общего развития, внедрение принципов поведения, сохраняющего жизнь, развитию физической культуры и спорта.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Выявлены лучшие результаты у обучающихся по физическим показателям. У 70%  обучающихся  сформирован принцип поведения, сохраняющий жизнь

Экологическое воспитание

КТД «День Земли»

Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

Реализован план мероприятий КТД,  сформированы  у обучающихся интерес  к природе, природным явлениям и понимание  активной роли человека в природе.

Экологическая акция «Алллея выпускников»

Способствовать развитию у обучающихся потребности практического участия в природоохранной деятельности

Май

Ежегодно в течение реализации программы

У обучающихся в достаточной степени сформирована потребность практического участия в природоохранной деятельности

Экологический субботник

Способствовать развитию у обучающихся потребности практического участия в природоохранной деятельности

Май

Ежегодно в течение реализации программы

У обучающихся в достаточной степени сформирована потребность практического участия в природоохранной деятельности

Трудовое воспитание

 

Трудовой десант по благоустройству территории школы (акция «Чистый класс»).

Благоустройство школьной территории, способствовать формированию у обучающихся   навыков коллективной работы.

Сентябрь май Ежегодно в течение реализации программы

Очищена школьная территория, у большинства обучающихся сформированы   навыки  коллективной работы.

Мастерская Деда Мороза

Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства  обучающихся  сформировано умение настойчиво выполнять трудовые задания, построен ледовый городок, изготовлены новогодние игрушки, поделки.

Организация дежурства в школе

Формирование у обучающихся  навыков коллективной работы, развитие школьного самоуправления.

Постоянно в период реализации программы

У большинства обучающихся на достаточном уровне сформированы навыки коллективной работы, организовано школьное самоуправления.

Профориентационная работа

Выпуск рекламных листов «Выбери свою дорогу»

Организовать информационно-просветительскую, диагностическую деятельность в процессе  профориентации;

 

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся владеют информацией по профессиональной обстановке в районе, округе, стране.

Деловая игра «Выбор профессии»

Обеспечение условий профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

100% обучающиеся 9-11 класса определились в профессиональной сфере.

Классный час «Мои способности – моё будущее»

 

Обеспечение условий профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Январь

Ежегодно в течение реализации программы

100% обучающиеся 9-11 класса определились в профессиональной сфере.

Тематическая выставка «Профессии всякие нужны»

Организовать информационно-просветительскую деятельность в процессе профориентационной работы

 

Март

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся владеют информацией по профессиональной обстановке в районе, округе, стране.

Анкетирование «Кем я буду»

Прогнозирование профессионального самоопределения обучающихся.

Март

Ежегодно в течение реализации программы

Проанализированы анкеты обучающихся, была оказана социально-психолого-педагогическая помощь в сфере профессионального самоопределения обучающихся.

Диагностика профессиональной направленности учащихся

Прогнозирование профессионального самоопределения обучающихся.

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

Проведена диагностика, оказана социально-психолого-педагогическая помощь в сфере профессионального самоопределения обучающихся.

Диагностика акцентированных черт характера.

Обеспечение условий профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

100% обучающиеся 9-11 класса определились в профессиональной сфере.

Работа с родителями

Организация работы классного родительского  комитета

Создание  условий  для эффективной работы комитетов.

Постоянно в период реализации программы

Создан эффективно работающий классный родительский  комитет. 

Уточнение банка данных  семей.

Создание  условий для формирования Банка данных семей (паспорт класса)

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Создан Банк данных  семей.

День семьи

Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;

 

Май

Ежегодно в течение реализации программы

Большинство родителей участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.

Работа Совета профилактики

 

Реализация совместных мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности среди обучающихся.

Постоянно в период реализации программы

Уменьшилось количество случаев правонарушений и асоциального поведения среди обучающихся.

Классные  родительские собрания

Способствовать повышению педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в течение реализации программы

Родители получили знания о воспитании подростков, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры

Общешкольные  родительские собрания

Способствовать повышению педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в течение реализации программы

Родители получили знания о воспитании подростков, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры

Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.

Выявить семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

В течение года в период реализации программы

Выявлены семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

Индивидуальные консультации с родителями.

Создание  условий для оказания консультативной помощи родителям в решении проблемы.

В течение года в период реализации программы

Организована консультативная помощь в решении проблем.

Проведение тематических родительских собраний по подготовке обучающихся к ЕГЭ

Подготовить памятки, дать практические советы по подготовке обучающихся к ЕГЭ

В течение года в период реализации программы

Родители получили практические советы психолога, методиста, учителей предметников по подготовке обучающихся к ЕГЭ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения.

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

Наш класс очень дружный и сплоченный.

Наш класс дружный.

В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест по шкале Е. А Климова на проверку профессионального соответствия.

Правило работы с текстом.

Внимательно прочитайте вопрос. На него вы должны дать четыре ответа, которые затем оценить по бальной шкале: 0, 1, 2.

Вы должны поставить себе определенную оценку в соответствии с вопросом.

1-я колонка: «Умение»-Насколько вы хорошо умеете это делать?(У)           

а) делаю, как правило                                                                                           2 балла

б) делаю                                                                                                                  1 балл

в) делаю плохо ( совсем не умею)                                                                       0 балл

 

2-я колонка: «Отношение»- Нравится ли вам это делать?(0)

а) нравится, приятно                                                                                            2 балла

б) нейтрально, ( все равно)                                                                                  1 балл

в) не нравится (неприятно неинтересно, трудно)                                             0 баллов

 

3- колонка: « Желание»-Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу(Ж)

а) да                                                                                                                        2 балла

б) все равно                                                                                                           1 балл

в) нет                                                                                                                     0 баллов

 

4-я колонка: « Совершенствование»- Хотели бы вы, совершенствоваться в этих действиях?( С)

а) да

б) все равно

в) нет

 

Вопросы тестирования:

1. делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.     

2. Выполнять лабораторные работы по физике( составлять и собирать схемы, устранять в ней неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п).

3. Длительное время( более одного года) самостоятельно терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений( поливать, удобрять, пересаживать и пр).

4. сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, « не выливая» на окружающую свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текстов основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растении, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Изучать химические процессы, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растении.

14. Создавать произведения графики, живописи, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл,), ремонтировать электротехнические приборы ( утюг, пылесос, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на ход и наблюдения за каким- нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру( приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискет.)

23. Регулярно, без напоминании взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить клетки, лечить, обучать.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика М.И. Рожкова .для изучения социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности.

Цель методики: выявить уровень социальной адаптации, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Просим Вас оценить данные суждения по пятибалльной шкале.

Если данное суждение по пятибалльной шкале.

Если данное суждение полностью совпадает с Вашим поведение и вы согласны с ним, то оцениваете его баллом – 4.

Если Вы поступаете так почти всегда, поставьте оценку 3.

Если Вы поступаете так иногда, оцените себя 2 баллами.

Если Вы очень редко поступаете так, оцените 1 баллом.

0 баллов ставится в том случае, если вы не поступаете так иногда.

4б. – всегда.

3б. – почти всегда.

2б. – иногда.

1б. – редко.

0б. – никогда.

Укажите пол

 

Показатель

Суждение

Балл 01234

Самовоспитание

1.Стараюсь следить за своим внешним видом.

2 Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время:

смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни.

 

Отношение к здоровью

5 Соблюдаю правила личной гигиены.

6.Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7.Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8.Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9.Соблюдаю режим дня.

 

Патриотизм

10.С уважением отношусь к государственной символике.

11.Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12.Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности.

 

Отношение к искусству

15.Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16.Умею находить прекрасное в жизни.

17.Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18.Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19.Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

 

Отношение к природе

20.Бережно отношусь к растительному миру.

21.Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24.Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

 

Адаптированность

25.Прислушиваюсь к мнению старших.

26.Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27.Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28.Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29.Стремлюсь не ссориться с друзьями.

 

Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

 

Социальная активность

35.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

 

Нравственность

40.Я умею прощать людей.

41.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43.Переживаю неприятности других как свои.

44.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

 

Социальная толерантность

45.Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46.Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47.Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

 

 

Методика обработки анкеты:

Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на количество показателей.

Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей по таблице:

№ п/п

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ср.б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности.

Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале:

0 – 2 – низкий уровень

2 – 3 – средний уровень

3 – 4 – высокий уровень

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения.

Учащимся предлагается выполнить следующую инструкцию: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".

Перечень вопросов:

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1           6---------11----------16

2--------7---------12----------17

3--------8---------13----------18

4--------9---------14----------19

5 -------10--------15----------20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и отрицательных ответов на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  •  низкий уровень - 0,1 - 0,45;
  • ниже среднего - 0,46 - 0,55;
  • средний уровень - 0,56 - 0,65;
  •  выше среднего - 0,66 - 0,75;
  • высокий уровень - 0,76 - 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методика Е.Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения.

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

0- совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4  3  2  1  0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4  3  2  1  0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4  3  2  1  0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4  3  2  1  0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4  3  2  1  0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4  3  2  1  0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4  3  2  1  0

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4  3  2  1  0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4  3  2  1  0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4  3  2  1  0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4  3  2  1  0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

  1. совершенно не согласен.
  2. Я иду утром в школу с радостью.
  3. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  4. В нашем классе хороший классный руководитель.
  5. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  6. У меня есть любимый учитель.
  7. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  8. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  9. У меня есть любимые школьные предметы.
  10. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  11. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения.

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

Наш класс очень дружный и сплоченный.

Наш класс дружный.

В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Данный коллектив существует шестой год, за время шестого года обучения коллектив состоит из 10 учеников: 6 девочек и 4 мальчиков. Успеваемость и дисциплина в классе находится на среднем уровне. В общении с другими классными коллективами учащиеся 6 класса активны, имеют друзей. Отношение учащихся к классному руководителю уважительное, дети правильно реагируют на замечания, учитывают рекомендации, предлагают свою помощь в различных ситуациях.

В коллективе имеются 2 явно выраженных лидера (…..). Отношения  между ними строятся на основе здорового соперничества. Замкнутых, изолированных учеников в классе нет, но есть дети, которые предпочитают оставаться «в тени». В общем, отношение учащихся друг к другу можно охарактеризовать как дружеское, основанное на взаимопонимании и взаимовыручке.

В классе ученическое самоуправление ещё находится на стадии развития. Дети ещё не в состоянии решать многие организационные вопросы самостоятельно, легко берут на себя обязанности отсутствующих по каким-либо причинам одноклассников, порой самостоятельно берут инициативу в свои руки.

Внимание у большинства учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое, сконцентрированное, но есть в коллективе ученики с рассеянным вниманием  и с замедленным темпом мыслительной деятельности  (….). К данной категории учащихся требуется индивидуальный педагогический подход.

Творческая активность у некоторых учащихся полностью развита (…..). Эти дети инициативны, они могут проявлять фантазию, творчески решать задачи. Остальные учащиеся нуждаются в поддержке учителя и других учащихся в творческой деятельности.

Воспитанность членов данного коллектива на среднем уровне. Дети на уроках дисциплинированны, поведение соответствует требованиям и нормам, описанным в Уставе школы. На дисциплинарные замечания учащиеся реагируют адекватно, подчиняются общепринятым правилам, принимают во внимание общественное мнение, умеют отстаивать свои позиции.

У большинства ребят в классе хорошо развито чувство сопереживания по отношению к одноклассникам, которые возможно попали в трудную ситуацию. Они внимательны по отношению к учителям, друг к другу, охотно высказывают и принимают комплименты, критичны по отношению к другим. Однако чувство самокритичности ещё требует дальнейшего развития. Чувство долга у учащихся данного коллектива в разной степени проявляется в систематическом выполнении домашних заданий, отношении к учёбе, дежурстве по классу и по школе.

Воспитательная работа в классе основывается на следующих направлениях:

  • во-первых, вовлечение всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность;
  • во-вторых, организация совместной деятельности на основе принципов самоуправления, что способствует воспитанию чувства ответственности каждого за общее дело;

Отсюда можно сделать выводы:

  • в данном коллективе в качестве важнейших средств воспитания учащихся выступает учебная и  внеклассная работа, трудовая, общественная деятельность;
  • в процессе организации указанных выше видов деятельности классный руководитель применяет методику, направленную на создание и воспитание сплоченности коллектива, создает и развивает положительные традиции коллективной жизни, учитывает индивидуальные особенности личности каждого ученика.